1. Ускоренное ведение кисти
Одной из отличительных черт переходного письма от синшу к цаошу от письма кайшу является то, что в первом движения кисти осуществляются быстрее. Это объясняется тем, что письмо синшу по большей части применялось при наброске черновиков, составлении писем, так как можно одновременно придумывать содержание и сразу записывать его, а письмо кайшу в таком случае не подходит, так как оно не успевает за ходом мыслей. Некоторые письма и рукописи, дошедшие до нас с древних времен, как раз были написаны в подобных условиях.
Эффект, получаемый от ускоренного движения кисти, делает черты легкими и свободными, иногда даже проявляется «летящий белый» стиль фэйбай (стиль каллиграфии с белыми просветами, как будто в кисти не хватило туши).
2. Увеличение количества соединительных крючков
Из-за более быстрого ведения кисти в каллиграфии переходного письма от синшу к цаошу в местах соединений черт друг с другом появляются небольшие соединительные крючки, которые делают черты более плавными, живыми,
взаимно гармонирующими, общий вид также становится более связанным. В синшу соединительные черты появляются справа и слева, иногда могут соединяться в своеобразную паутину, но в общей сложности их не очень много.
Отличительной чертой от цаошу является также то, что кисть может специально обрываться в пространствах над и под иероглифами, но общий вид все равно остается связанным.
3. Чередование стилей кайшу и цаошу
С точки зрения манеры письма в каллиграфии переходного письма от синшу к цаошу наблюдается больше крючков и меньше нитевидных следов между словами, а с точки зрения композиции – это чередование стилей кайшу и цаошу, между ними нет определенного соотношения, если превалирует кайшу, то такой стиль называется стиль письма переходный от кайшу к синшу, если цаошу – то синшу с переходом в цаошу. В общей сложности выделяется три вида изменений:
1) Основное место в композиции занимают иероглифы в стиле кайшу. Другими словами, преобладает письмо кайшу. С точки зрения композиции, в сравнении с привычным кайшу здесь будет больше наклонов, у черт увеличивается количество соединительных крючков и нитевидных следов.
2) С точки зрения структуры, основное место занимают иероглифы с чередующимся стилем между кайшу и цаошу. Другими словами, в большинстве случаев этой кайшу, но также частично присутствует упрощенный синшу. Например, в иероглифе 花 (цветок) только верхняя часть 艹 может быть написана в стиле цаошу, в иероглифе 得 (получать) может быть написана в стиле цаошу левая часть.
Фактически, это пришедшие из народа иероглифы в ненормативном (обиходном) написании, сейчас уже используются упрощенные иероглифы.
3) В плане компоновки основное место занимают иероглифы с чередующимся стилем между кайшу и цаошу. Часть композиции занимает аккуратный кайшу, и часть – вдоль и поперек изменяющийся цаошу. Происходит переплетение стилей, кажется, что есть плотные и более свободные пространства , есть ровные и наклонные иероглифы, их размер неодинаков, создается контраст. В части, где используется цаошу, лучше применять наиболее удобные для распознавания формы иероглифов, не следует применять слишком изменяющийся стиль «бешеной скорописи (цаошу)», также малоупотребительные способы написания цаошу.
Выше представлены некоторые основные особенности каллиграфии переходного письма от синшу к цаошу. Этот вид каллиграфического стиля можно считать комбинацией двух стилей, на что всем следует обратить внимание в своей повседневной практике. Конечно, успехи в каллиграфии не приходят в один день.
Надеюсь, что вы будете прикладывать еще больше усилий и неустанно придерживаться ежедневной практики!
Автор оригинала: ТД «Художественный пир» (Иянь)