Сунь Готин, «Руководство по каллиграфии (Шупу)»: для каллиграфических произведений недостаточно только «формы», необходимо еще чувство – Музей традиционной китайской каллиграфии и живописи
Главная / Интересное о каллиграфии / Сунь Готин, «Руководство по каллиграфии (Шупу)»: для каллиграфических произведений недостаточно только «формы», необходимо еще чувство

Сунь Готин, «Руководство по каллиграфии (Шупу)»: для каллиграфических произведений недостаточно только «формы», необходимо еще чувство

Сунь Готин – известный каллиграф периода правления императрицы  У Цзэтянь династии Тан. В настоящее время его имя достаточно хорошо известно любителям каллиграфии, и его каллиграфические произведения пользуются признанием. Однако при жизни он не был широко известен и не имел большого влияния. Впоследствии этого мастера каллиграфии стали ценить больше, так что в наши дни его имя действительно приобрело популярность.

Сунь Готин был трудолюбивым каллиграфом. В «Руководстве по каллиграфии» он как раз об этом писал: «В возрасте, когда я учился, я уделял все внимание каллиграфии, познавал облик произведений Чжун Яо и Чжан Фа, впитывал в себя рекомендации Фу Си и Ван Сяньчжи». Если бы он не погрузился в изучение и подражание мастерам предыдущих поколений, не был бы написан такой труд, как «Руководство по каллиграфии».

Конечно, «Руководство по каллиграфии»  – это не только альбом образцов классической каллиграфии цаошу, но и знаменитый теоретический труд в истории каллиграфии. В нем Сунь Готин на основе творчества предшественников и своего собственного мастерства составил описание многих уникальных идей в области каллиграфии.

Так, в «Шупу» Сунь Готин подчеркивает: для создания каллиграфических произведений недостаточно только «формы», необходимо еще чувство.

Что есть «форма»?

Под «формой» в каллиграфии большинство людей понимают длину и толщину, а также округлые повороты и изгибы при нанесении штрихов. То есть для многих людей штрих – это просто наглядный след, оставляемый тушью на бумаге.

Однако Сунь Готин так не считал. Описывая штрих, он говорил: «Когда смотришь на красоту каллиграфии, то видишь, то вертикальные черты в зависимости от того, как черта была закончена, могут представлять собой стиль «висящая игла» или «висящая роса», красота их формы разная. Штрихи могут быть похожи на шум грозного грома летним днем или на падающий с вершины камень. Прямые линии схожи с прямым полетом дикого гуся в воздухе или с внезапным прыжком испугавшегося дикого зверя. Кривые линии напоминают кружение птиц в полете или движение испуганной змеи. Образ, созданный с помощью каллиграфии, можно сравнить с вершиной горы, с которой срываются камни, или с сухими ветвями, повиснув на которых, человек может легко сорваться. Прием «влажная кисть» ассоциируется с черными тучами, внезапно закрывшими часть неба, а «сухая кисть» своими тонкими линиями – с крылом цикады. Движения кисти могут быть похожи на поток водопада, а при остановках кисти стиль становится спокойным, словно возвышающаяся гора. Скопление штрихов создает образ месяца, поднявшегося среди далеких звезд, все штрихи заполняют лист бумаги, и каждый в отдельности похож на сияющую в летнем небе звезду».

Посмотрите, сколь прекрасна и образна, на взгляд Сунь Готина, форма каллиграфии.

На чем основано такое яркое описание? Прежде всего, он исходит из качества штрихов. Все штрихи дают зрителям определенную ассоциацию с красотой, в противном случае каллиграфическое произведение не будет успешным. Конечно, эта ассоциация зависит и от уровня эстетического восприятия зрителя. Даже если что-то написано прекрасно, но зритель не может оценить этого или у него в данный момент нет настроения, эффект будет совершенно иным.

Что есть «чувство»?

Когда речь идет о «чувстве», все сразу думают о чем-то непостижимом. Если это неосязаемая вещь, то как можно ее понять? То есть в чем можно «увидеть» чувство?

Сунь Готин, оценивая Ван Сичжи, говорил: «В «Юэи» чувство каллиграфии – это огорчение, в «Похвальном эпиграфе» воображение необыкновенно, в «Каноне Желтого двора» – это радость небес, в «Тайшичжэнь» – это сплошная борьба».

Такие чувства, возможно, мы не может «прочесть». Однако во всех классических произведениях при их создании каллиграфы всегда привносят определенные чувства. А в выражение «чувством затрагивать сердца людей» как раз вложен этот смысл, то есть зритель имеет дело отнюдь не просто с набором черт.

Это относится не только к Ван Сичжи.  Почему стали классическими «Рукопись Чжай Чжи» Янь Чжэньцина и «Ханьши» Су Ши? Причина кроется не только в использовании кисти и не только в «форме», но также и в «чувстве» – ключевом элементе произведения каллиграфии».

Другими словами, использование кисти – всего лишь приемы, форма штрихов – внешний элемент, все это в конечном итоге служит для того, чтобы «чувством передавать идею». Если пишущий вкладывает в произведение свои чувства и умеет их выразить, то зритель, обладающий определенным уровнем восприятия каллиграфии, обязательно сможет ощутить то же чувство. Это и составляет суть настоящего общения в каллиграфии.

Сунь Готин оставил не много произведений, самое классическое из них – известный нам труд «Руководство по каллиграфии (Шупу)». В нем Сунь Готин дал систематическое изложение теории каллиграфии и вопросов, на которые необходимо обращать внимание при создании каллиграфических работ. Конечно, этот труд – незаменимый учебник, необходимый и при создании  образцовых работ, и для тех, кто изучает письмо цаошу.

Таким образом, при занятии каллиграфией нужно стараться не просто хорошо писать, но и понимать ее смысл создаваемого. Оба этих аспекта отражены в «Руководстве по каллиграфии (Шупу)», вот почему к этому труду необходимо неоднократно обращаться при обучении.

Сунь Готин, «Руководство по каллиграфии (Шупу)»: для каллиграфических произведений недостаточно только «формы», необходимо еще чувство

Baidu.com