О художественных особенностях китайской жанровой живописи – Музей традиционной китайской каллиграфии и живописи
Главная / Интересное о каллиграфии / О художественных особенностях китайской жанровой живописи

О художественных особенностях китайской жанровой живописи

Стремление китайской традиционной живописи к порождающей всё «ци», защита морального «этикета» и добродетели, а также осознание безразличного «чань» способствовали тому, что для изображения китайской жанровой живописи стала весьма характерна образность. Тем не менее по сравнению с произведениями, изображающими пейзажи, птиц и цветы, произведения традиционной китайской живописи в большей степени опираются на политику и религию, а также весьма тесно связаны с идеями правящего класса, особенно с конфуцианскими идеями, которые используются правящим классом. Именно этим обусловлено то, что произведения традиционной китайской живописи демонстрируют больше особенностей конфуцианской эстетики.

Традиционный метод изучения китайской живописи состоит в том, чтобы сначала скопировать, а затем уже написать с натуры. Эти два метода многократно пересекаются между собой, что развивает способность владения кистью при создании образа. Копирование – это не просто практика использования кисти, но и практика в создании формы. Несмотря на то, что написание с натуры делает акцент на практику создания формы, при такой практике также требуется и тренировка владение кистью. Эти два метода различны, но цель у них тем не менее одна и та же.

Некоторые люди видят в более поздней китайской жанровой живописи, относящейся к концу династии Мин и началу династии Цин, тенденции к подражанию древности. Они считают, что китайская жанровая живопись уже склоняется к упадку, поэтому выступают против метода копирования, однако это довольно одностороннее мнение. Разве Восемь чудаков из Янчжоу, Ши Тао, человек с горы Бада, Братья Жень конца династии Цин, а также У Чаншо, Ци Байши не были процветающими, полными творческого духа художниками? Китайская жанровая живопись находится в процессе развития, а не двигается к упадку.

Метод рисования линий – уникальный метод, сформировавшийся в процессе развития китайской жанровой живописи. Издавна, обучаясь живописи, все начинали с метода двойного контура, который, в свою очередь, сформировался на основе структурного метода. Его особенность заключается в следующем: в самом начале кистью создается форма, в процессе тренировки владения кистью практикуется создание формы, а в процессе создания формы оттачивается практика владения кистью. При этом два метода дополняют друг друга, идут «плечом к плечу».

Метод обучения эскизу состоит в том, чтобы выразить структурные и пространственные отношения объектов на основании сочетания света и тени на поверхности объекта. Поэтому зачастую невозможно точно понять первоначальную структуру объекта, и используется способность обобщения, способность динамичного изображения объекта. Изучив метод лишь поверхностно, не добившись полной ясности, невозможно точно и эффективную развить способность создания образа. Точное и эффективное создание образа, формы – это не слепое копирование объекта, следование шаблону, а использование способности запоминания и ассоциации, происходящее из глубокого понимания, то есть способность динамически формировать художественный образ.

Обычно, объектом уроков контурного рисования являются в основном люди, от гипсовых моделей до человеческих моделей, где главная цель – изучение и выражение наиболее характерных особенностей людей. Обычно считается, что если получилось хорошо изобразить человека, то способность создания образа уже развита. Некоторые также говорят, что стоит лишь хорошо выполнить контурный рисунок, и тогда создать картину кистью будет очень легко.

Инструментами для контурного рисунка выступают карандаши и древесный уголь, а инструменты для традиционного китайского контурного рисунка – это кисти. Первый способ – жесткий, второй – мягкий. Первый способ использует силу пальцев, а второй – силу кисти. Эффект получается очень разный.

Факультет китайской жанровой живописи Центрального художественного института использовал двойную систему, которая совмещала в себе и обычный контурный рисунок, и контурный рисунка, характерный для китайской живописи. Кто-то насмешливо говорит, что это «метод двойного скрещивания». Так говорят, потому что в то время в деревнях разводили свиней, и из Советского Союза в Китай ввозили свиней определенной породы. Кроме скрещивания отечественных свиноматок с отечественными свиньями, их также скрещивали с ввезенными свиньями из СССР, чтобы таким образом улучшить породу свиней.

После того как китайская жанровая живопись начала использовать метод двойного скрещивания, сформировалась так называемая новая китайский жанровая живопись, или, по-другому, – социалистическая китайская жанровая живопись. Но несмотря на то, что была достигнута определенная цель – служение политике социализма, – ее художественный уровень оказался довольно низким.

Китайская жанровая живопись – это разновидность китайской литературы, которая способна подчеркнуть особенность человеческой природы; это дисциплина, которая может лучше всего объяснить историю. В китайской жанровой живописи форма и положение персонажа являются наиболее важным моментом во всем произведении. Так художники создают наиболее естественные и живые произведения китайской жанровой живописи.

www.xaht888.com