С 9 сентября 2020 года в Государственном Эрмитаже представлена выставка «Чжан Хуань. В пепле истории». Это первая персональная выставка в России одного из самых известных современных китайских художников Чжан Хуаня. Первоначально открытие было запланировано на 15 мая 2020 года, но в связи с пандемией было перенесено на более поздний срок.
Экспозиция, представленная в Николаевском зале Зимнего дворца, состоит из нескольких серий художественных произведений, выполненных в разных техниках, и насчитывает более тридцати произведений, многие из которых созданы специально для этой выставки под впечатлением от посещения Санкт-Петербурга. Отдельной частью экспозиции являются две работы из серии «Любовь», созданные художником в условиях изоляции, как концентрированное личное переживание ситуации в Китае и в мире, способ сохранить память о жертвах пандемии.
Чжан Хуань завоевал огромную популярность после ряда своих громких перформансов в Китае и США. В середине 2000-х годов художник занялся созданием живописных произведений в уникальной технике: большинство его масштабных работ написаны пеплом от благовоний из буддийских храмов. Одно из таких произведений – сорокаметровый групповой портрет коммунистической партии КНР – заняло почти всю стену Николаевского зала, самого большого парадного зала Зимнего дворца. На экспозиции также демонстрируются работы, выполненные в другой необычной технике: смешение фотографии и резьбы по дереву. Деревянные рельефы выполнены, в том числе, по мотивам живописных произведений из эрмитажного собрания. Особый интерес вызывает новый раздел произведений «Красная серия», который знаменовал собой смену творческого курса Чжан Хуаня и его возвращение к технике живописи. Первые работы этой серии, состоящие из восьми специально отобранных произведений, объединены названием «Реинкарнация».
Чжан Хуань получил степень бакалавра изящных искусств в Хэнаньском университете в Кайфыне (1988). В ранние годы находился под влиянием произведений Рембрандта ван Рейна и Жана-Франсуа Милле, чьи искусством искренне восхищался. Через 5 лет, в 1993 году, Чжан Хуань получил степень магистра в Центральной Академии художеств в Пекине и в это же время увлекся созданием перформансов, в ходе которых проверял свою физическую и ментальную выносливость. Вместе с тем, Чжан Хуань не оставлял занятий живописью, освоив также искусство фотографии и скульптуры. Большое влияние на мастера оказало пребывание в США, где он проживал с 1998 по 2005 годы. В настоящее время Чжан Хуань живет и работает в Шанхае и Нью-Йорке, сочетая в своем творчестве западные художественные приемы с концепциями традиционной китайской культуры.
В своих работах художник регулярно затрагивает вопросы религии, семьи, политики, культуры, бедности и голода. Чжан Хуань стремится дать новое звучание модернистским техникам абстракции и минимализма, заключая их в рамки буддизма и китайской культуры, что позволяет ему сохранить свою идентичность как китайского художника. Для создания произведений мастер нередко использует большой спектр материалов и инструментов, что обуславливает некоторую синтетичность и даже декоративность его работ.
Выставка «Чжан Хуань. В пепле истории» организована Государственным Эрмитажем в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», при поддержке Pearl Lam Galleries, China Art Foundation, DC Foundation – Diana Chen, Dr. Junning Lee & Mrs. Xiaojun Lee, Asymmetry art foundation, Julian Zhen.
Чжан Хуань
Чжан Хуань родился в 1965 году в китайском городе Аньян, в провинции Хэнань. Стал известным после ряда громких перформансов в Китае и США. Создает живописные произведения в уникальной технике: большинство его масштабных работ написаны пеплом от благовоний из буддийских храмов. В своих работах художник регулярно затрагивает вопросы религии, семьи, политики, культуры, бедности и голода. Чжан Хуань стремится дать новое звучание модернистским техникам абстракции и минимализма, заключая их в рамки буддизма и китайской культуры, что позволяет ему сохранить свою идентичность как китайского художника.
Работы мастера можно найти в самых известных мировых собраниях – Музее современного искусства, Музее Гуггенхейма, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Центре Помпиду и Louis Vuitton Fondation в Париже, Музеях искусства Филадельфии и Сан-Диего, в собрании Гарвардского университета. Последние его работы были представлены в художественных галереях и музеях Италии, Австралии, Америки, Австрии, Германии, Швейцарии, Англии и других стран. Чжан Хуань живет и работает в Шанхае и Нью-Йорке.
Источник: Эрмитаж