20 марта в Художественном музее Мэйлунь в г. Чанша открылась выставка «Классика Хунаня – тысяча лет хунаньской каллиграфии». Даже нескончаемый весенний дождь не мог остудить энтузиазм посетителей выставки.
Выставка организована совместно провинциальным отделением Ассоциации работников литературы и искусства и Хунаньским художественным издательством. Экспозиция состоит из трех отделов: «Древняя каллиграфия Хунаня» (конец династии Шан – 1644), «Хунаньская каллиграфия династии Цин» (1644–1912) и «Хунаньская каллиграфия Китайской республики и современности» (1912–2000), всего представлено более 200 произведений каллиграфии.
Самые древние экспонаты на выставке – это надписи с 3000-летнего бронзового сосуда Минь Фанлэй, национального достояния, найденного в ходе археологических раскопок в Таоюане, провинция Хунань. Минь Фанлэй представляет эпоху расцвета бронзовых сосудов позднего периода династии Шан, строгие формы надписей, недалеко ушедших от пиктограмм, служат торжественным вступлением к выставке.
В культуре царства Чу в период Воюющих царств возникло собственное художественное течение, отличное от надписей на бронзе государства Шань-Инь, где у каждой черты «равно заостренные начало и конец». Чуский шелковый манускрипт из Цзыданьку (Чанша) и текст на бамбуковых дощечках из Цыли (провинция Хунань) отличаются округлой композицией и легкой неровностью иероглифов, их общий стиль мягкий, нежный и изящный. На дощечках из Лие эпохи династии Цинь завершающая черта иероглифа продолжается вправо и вниз, благодаря этому знаки выглядят ровно и просторно расположенными. На стелах Гулан эпохи Троецарствия из Лэйяна и Цао фужэнь бэй («Стела госпожи Цао») династии Восточная Цзинь «волнистая откидная» черта стиля лишу вытянута горизонтально, иероглифы немного приплюснутые и уже приобрели квадратную форму – здесь запечатлен переходный этап от стиля лишу к стилю кайшу. Три из десяти великих «троек знаменитых стел» Китая находятся в Хунане – это три стелы Чжунсин в уезде Циян, три стелы Лицзы в Храме Люцзы уезда Юнчжоу и три стелы в Сусянлине в городском округе Чэньчжоу. Выставка предоставляет всем желающим счастливую возможность увидеть все эти знаменитые произведения своими глазами.
Работы танского каллиграфа Янь Чжэньцина, каллиграфия Оуян Сюня в стиле кайшу и скоропись цаошу каллиграфа Хуай Су как нельзя лучше отражают культурный дух Хунаня, его законы и свободу, разум и страстность. Работы Су Ши, Хуан Тинцзяня и Ми Фу показывают высокое литературное мастерство людей сунского времени и особенности эпохи, где ценилось выражение эмоций и идей.
Благодаря расцвету исследования надписей на металле и бронзе середины династии Цин и археологическим раскопкам надписей на стелах царств Хань и Вэй, каллиграфы Хунаня могли перенимать опыт эпиграфики с древних образцов и сформировали мощный и красивый стиль каллиграфии. Хэ Шаоцзи, У Дачэн, Вэй Юань, Цзэн Гофань, Цзо Цзунтан, Пэн Юйлинь, Ху Линьи, Тан Сыту… все эти уроженцы Хунаня, вписавшие свои имена в современную китайскую историю, также были великими каллиграфами, чьи произведения пробуждают дух мудрости, добродетели и отваги.
Для выставки были отобраны произведения 17 каллиграфов Китайской Республики, среди которых такие личности, как учитель Ци Байши Ван Каюнь, ведущий деятель шанхайской школы каллиграфии Цзэн Си, премьер-министр Бэйянского правительства Сюн Силин, павший в борьбе с японскими захватчиками Чжэн Цзягай, лидер Синьхайской революции Хуан Син, своеобразный мастер Ян Ду из Китайской Республики, знаменитый военно-политический деятель новой истории Цай Э и другие. Также на выставке представлены работы братьев Тань Янькая и Тань Цзэкая, каллиграфов времен Китайской Республики и уроженцев уезда Чалин.
Из новейшей истории для участия в выставке было отобрано шесть мастеров. Ци Байши, будучи представителем того периода в новой и новейшей истории, когда художественный стиль в каллиграфии, живописи и печати претерпевал большие перемены, брал за образцы для работ в стилях чжуаньшу и кайшу надписи на стелах эпохи династий Цинь и Хань и привносил в них бесхитростный стиль народного искусства. В его скорописи на веерах – спонтанная и живая композиция. Великий вождь Мао Цзэдун – признанный в профессиональных кругах каллиграф ХХ века. Его вольный и непринужденный, волнующий и мощный стиль каллиграфии снискал широкое признание. Ученые Чжан Шичжао, Ян Шуда, Цянь Цзибо и Шэнь Цунвэнь также занимают важное место в истории каллиграфии.
С точки зрения стиля и формы произведений, выставка охватывает большой уставной стиль дачжуань, малый уставной стиль сяочжуань, древний и ханьский варианты делового стиля лишу, большой и малый варианты скорописи цаошу, нормативный стиль кайшу и ходовую скоропись синшу. Представлено богатство материалов – тушь, резьба на стелах, бамбуковые дощечки и шелк – и многообразие форм – каллиграфические надписи для центра зала и парные надписи для входа, веера и письма. Все эти разнообразные работы четко, объемно и панорамно демонстрируют контекст развития хунаньской каллиграфии, а также передают ее стиль с его преемственностью, обновлением от поколения к поколению и богатым культурным наследием. История каллиграфии Хунаня насчитывает многие века и сейчас представляет собой великолепную картину.
Выставка продлится до 10 апреля, посещение бесплатное.
Стоит отметить, что выставка «Классика Хунаня – тысяча лет хунаньской каллиграфии» проводится Хунаньской ассоциацией работников литературы и искусства в рамках проекта «Классика Хунаня», который делится на
издательскую и выставочную части. В рамках проекта издано 10 книг: «Хунаньская каллиграфия на каменных стелах», «Хунаньская каллиграфия на деревянных и бамбуковых дощечках и на шелке», «Древняя хунаньская каллиграфия», «Современная хунаньская каллиграфия», «Хунаньская резьба печатей», «Каллиграфия Оуян Сюня», «Каллиграфия Хэ Шаоцзи», «Каллиграфия и резьба печатей Ци Байши». А в качестве выставочной части проходит данное мероприятие – выставка «Тысяча лет хунаньской каллиграфии».
Автор фотографии — корреспондент «Хунань Жибао – Голос Китая онлайн» Гу Пэнбо.
Автор статьи – корреспондент «Хунань Жибао – Голос Китая онлайн» Чэн Вэй.