Бумага маобянь – неплохой выбор при освоении каллиграфии. Она сравнительно недорогая, очень подходит для каллиграфии. Обычно при занятиях каллиграфией такую бумагу можно разделить на два вида:
1. Бумага фабричного производства, когда одна поверхность – шероховатая, а другая – гладкая. Такая бумага используется в начальный период обучения.
2. Бумага ручной работы, когда обе стороны шероховатые. Такую бумагу используют для упражнений по композиции иероглифа в период накопленного опыта, поэтому такая бумага обладает определенной шероховатостью, что может заложить основу для дальнейшего использования чернил, кисти и бумаги сюаньчжи.
Обычно мы используем бумагу маобянь фабричного производства , у которой одна сторона гладкая, а другая – нет. Имея такую бумагу для занятий каллиграфией, многие задаются вопросом: на какой стороне необходимо писать?
Прежде всего, бумага маобянь – это разновидность светло-желтой бумаги из бамбукового волокна. Следует отметить, что она должна быть обязательно изготовлена из бамбукового волокна. Согласно историческим данным, «бамбуковая бумага, производимая в Цзянси в конце династии Мин, была высшего качества, она была тонкой, мягкой, светло-желтой, не была водостойкой, но обладала хорошей способностью впитывания чернил. Она подходила как для написания иероглифов, так и для печати древних книг». Поскольку великий коллекционер книг Мао Цзинь из династии Мин любил книги, как собственную жизнь, он умел печатать книги на бамбуковой бумаге. Однажды он отправился в Цзянси, чтобы заказать большое количество более толстой бамбуковой бумаги, и поставил на крае (бянь) бумаги печать с иероглифом 毛 (мао), поэтому люди привыкли называть эту бумагу маобянь, а используется она до сих пор.
Что касается данного вопроса, то можно сказать, что все зависит от человека, который занимается каллиграфией: его предпочтения будут определяться его каллиграфическим стилем. Некоторые люди используют шероховатые поверхности, а другие – гладкие, но каким образом сделать выбор?
А. Гладкая поверхность
Эта поверхность получается блестящей, потому что клеится на станке, надпись не расплывается, а черты получаются гладкими. В основном подходит для тех, кто только начинает учиться каллиграфии, а также для переписывания текстов мелким уставным письмом.
B. Шероховатая поверхность
На поверхности, сделанной из бамбуковой целлюлозы, чернила слегка растекаются, что означает, что эффект проникновения лучше, чем у гладкой поверхности. При письме возникает ощущение шероховатости, которое создается в результате взаимодействия бумаги и кисти, что особенно заметно при поднятии и нажатии кисти. Другими словами, существует большее трение между шероховатой поверхностью и кистью, поэтому легче отразить усилие кисти и изменить интенсивность цвета чернил. Ситуаций, при которых используется именно эта поверхность, довольно много:
1. если люди имеют определенный опыт в использовании кисти и бумаги;
2. хороший выбор для демонстрации каллиграфии стиля лишу, например «Стела чжан цянь», «Шу мэнь сун», каллиграфических произведений стиля Чу, стиля Янь Чжэнь-цина, при изучении четырех известных каллиграфов династии Сун и Ван До и других;
3. ситуации, в которых необходимо изменение цвета чернил;
Здесь каждый должен понимать: при использовании бумаги маобянь большинство людей в основном используют шероховатую сторону. Гладкая сторона подходит только для новичков, потому что они еще неопытны с точки зрения владения кистью, поэтому для начала предпочтительна гладкая сторона.
После того, как человек овладеет кистью и хорошо ознакомится со свойствами бумаги, рекомендуется использовать шероховатую поверхность; такая поверхность бумаги маобянь соответствует полуготовой бумаге сюаньчжи, наиболее популярной среди любителей каллиграфии. Единственный способ, ведущий к успеху в каллиграфии, – занятия по прописям и усердие. А для усердной практики, в свою очередь, требуется много бумаги. И лучший выбор для занятий каллиграфией – бумага из бамбуковой целлюлозы.