Каллиграфия – это уникальное художественное выражение красоты письменности Китая и соседних стран и регионов, на которые повлияла китайская культура.
Если вы хотите отточить каллиграфию до определенного уровня, это должно быть не только «мастерство внутри иероглифа», но в большей степени «мастерство вне иероглифа». Это своего рода развитие своих качеств, совершенствование самого себя.
Так называемое «мастерство вне иероглифа» включает в себя знания, выдержку, характер человека и т.д. Только при сочетании каллиграфии с такими аспектами можно выйти за рамки и понять суть. Вот почему знаменитые каллиграфы прошлого обладают замечательными моральными качествами и душой.
Практика каллиграфии на более чем 10 000 банановых листьях – Хуай Су
Известный каллиграф династии Тан монах Хуай Су также является примером старания и усердия. Поскольку он был беден и не мог позволить себе бумагу, каждый день для упражнений в каллиграфии он использовал банановые листья. Позже он сорвал все выращенные им 10 000 банановых листьев, поэтому смастерил деревянную тарелку, покрыл лаком и использовал ее для практики письма. За долгое время деревянная тарелка протерлась от кисти.
Полностью использовать несколько комнат листьев хурмы для практики каллиграфии – Чжэн Цянь
Чжэн Цянь – известный ученый и каллиграф в период правления императора Тан Сюань-цзуна династии Тан, он обладал великолепными знаниями. Уже в молодом возрасте он любил писать и рисовать, но ему было грустно – потому что его семья была настолько бедна, что он не мог позволить себе даже бумагу. Что же он в таком случае мог использовать, чтобы практиковаться в каллиграфии?
Случилось так, что в соседнем храме Сострадания и Милосердия находилось несколько комнат с листьями хурмы, поэтому он перебрался в храм, чтобы там жить, и каждый день брал красные листья хурмы, использовал их в качестве бумаги, усердно упражняясь в каллиграфии. Со временем он исписал все листья хурмы, которые занимали несколько комнат.
Усердия принесли свои плоды, и Чжэн Цянь все-таки преуспел после долгих испытаний. Он добился огромных успехов в каллиграфии, живописи и поэзии, Тан Сюань-цзун увидел его работы, был поражен и назвал их «Три таланта Чжэн Цяня». Предшественники говорили: «Аромат цветков сливы исходит от сильного холода». Разве история Чжэн Цяня не дарит нам большого вдохновения?
Во времена династии Северная Сун Оуян Сю был не только мастером прозы, иероглифы у него также были очень изящными, сильными.
Когда Оуян Сю был маленьким, его семья была очень бедна и у них не было денег даже на бумагу и кисти. Увидев, что он легко обучается, мать стала учить его каллиграфии на песке при помощи заостренного тростника. В результате упорной практики он также достиг больших результатов в каллиграфии.
Он говорил: «Мне с самого детства нравилось заниматься многими вещами, но достигнув средних лет, я постепенно стал от многого отказываться. Что-то переставал делать, потому что надоело, что-то приходилось бросать, потому что, несмотря на то, что не надоело, – но было не по душе; со временем единственное, к чему любовь становилась глубже и не появлялось чувство пресыщения, была каллиграфия. Письмо помогает мне проводить время, и при этом я не утомляюсь».
Таким образом, «каллиграфия может в совершенстве развить сильный характер и моральную целостность», но это больше, чем только развитие характера, моральной целостности, длительное упорство и постоянное оттачивание мастерства, это еще и умение резюмировать, развитие выдающихся качеств: спокойствия, интеллекта, решительности, мышления и предприимчивости. Вот почему каллиграфы также преуспевают и в других областях.