Оказывается, базовая техника каллиграфии – это не письмо кайшу – Музей традиционной китайской каллиграфии и живописи
Главная / Интересное о каллиграфии / Оказывается, базовая техника каллиграфии – это не письмо кайшу

Оказывается, базовая техника каллиграфии – это не письмо кайшу

Есть люди, которые говорят, что кайшу – это базовая техника каллиграфии. Верно ли это высказывание?

Для того чтобы понять, что такое базовая техника каллиграфии, необходимо разобраться во взаимосвязи между стилями, элементами и приемами в каллиграфии.

Прежде всего, в каллиграфии существуют пять стилей (видов письма): чжуаньшу, лишу, кайшу, синшу и цаошу. Кроме того, в ней выделяются три основных элемента: написание черт, написание иероглифа и композиция. Для достижения этих трех элементов требуется ряд приемов.

В создании каждого из пяти стилей три элемента используются по-разному, и приемы, используемые для реализации этих трех элементов, также различны. Таким образом, именно приемы разумной реализации этих трех элементов – это мастерство каллиграфии (или базовая техника каллиграфии). Кайшу является лишь одним из пяти стилей, и если он выполняется прекрасно, это не значит, что будут хорошо получаться и чжуаньшу, синшу, цаошу или лишу, а также это не является показателем высокого уровня вашей базовой техники каллиграфии. Если кайшу выполнено не «образцово», это не означает, что базовая техника низкая.

Не является показателем также и то, что если говорить о том, что кайшу написано плохо, то и другие стили, такие как чжуаньшу, лишу и синшу обязательно будут написаны плохо. Все пять каллиграфических стилей имеют свои собственные относительно независимые системы, между ними существуют вспомогательные отношения друг с другом, но нет определяющих отношений.

А вот среди трех элементов каллиграфии написание черт (также носит название «метод кисти») и написание иероглифа напрямую затрагивают качество хороших иероглифов, а композиция означает обработку пространства между иероглифами, вопросы компоновки.

Базовая техника написания черт

Написание черт (также называется «метод кисти») во всех пяти стилях имеет свои сходства и различия. Сходство в том, что самым важным является использование «сконцентрированного кончика» (направление кисти строго вертикально к бумаге), что и представляется строгим требованием во всех пяти стилях. А различие заключается в том, что требования к самому «сконцентрированному кончику» являются во всех стилях разными. Так, во всех стилях отличается то, как нужно менять направление «сконцентрированного кончика» на «косой кончик», как перемещать кисти при «сконцентрированном кончике», как начинать писать, как отрывать кисть, как делать изгибы. Гораздо лучше понять все способы движения кисти разных стилей и так развить лучшие практические навыки, чем просто писать обычные черты письма кайшу.

Так, в письме кайшу метод кисти статический, а в синшу – динамический, все написание черт в кайшу происходит по отдельности, а в синшу – весь процесс сливается в одно, и такой способ еще сложнее для реализации, чем кайшу. Если полностью освоить и применять любой из методов кисти пяти стилей, то основные навыки будут более прочными. Конечно, по мере усвоения приемов владения кистью и сама базовая техника будет углубляться.

Базовая техника написания иероглифа

Написание иероглифов во всех пяти стилях также отличается. Так, в кайшу насчитывается 36 приемов написания иероглифа, в синшу написание иероглифов не ограничивается никакими приемами (или, другими словами, в синшу приемов гораздо больше), просто нужно писать свободно и естественно, а в цаошу написание иероглифа еще более изменчивое, к тому же в разных видах цаошу (сяоцао и дацао) оно также отличается. Чем больше приемов вы осваиваете и применяете, тем больше у вас упрочняется базовая техника каллиграфии.

Базовая техника композиции

Что касается рационального использования композиции, то это также очень важно в творчестве, это тоже часть базовой техники каллиграфии.

Поэтому выражение «кайшу – это базовая техника каллиграфии» не является полностью правильным. Если кайшу выполнено хорошо, то это значит, что приемы письма кайшу хорошо освоены. Но приемы кайшу не одинаковы с приемами синшу, цаошу и прочих стилей. Только способность отлично контролировать метод кисти и написание иероглифа является основным навыком и базовой техникой каллиграфии.

На начальном этапе изучения каллиграфии хорошие навыки кайшу могут оказаться полезными и для синшу и других стилей, так как в кайшу присутствуют яркие закономерности в методе кисти и написании иероглифов. При изучении каллиграфии как раз необходимо сначала освоить эти заметные закономерности, а уже потом переходить к изучению стилей с относительно более высокой свободой в этом плане. В связи с этим освоение основного метода кисти и написания иероглифов кайшу может облегчить переход к другим стилям. На продвинутой стадии каллиграфии кайшу, как и цаошу, также обладает высоким художественным уровнем.

Можно сказать, что настоящая базовая техника каллиграфии – это общая способность выражения трех навыков каллиграфии, что включает способность управлять кистью, способность управлять написанием иероглифа, способность управлять «методами туши», способность управлять компоновкой и композицией. Другими словами, базовая техника каллиграфии заключается в «общей способности уровня приемов каллиграфического управления методом кисти, методом туши и композицией», Если иметь такое осознание, то можно понять, что человек, обладающий сильными навыками в копировании всех прописей, будет обладать более высокими навыками, чем тот, кто лишь умеет образцово писать кайшу.