Сунь Готин о каллиграфии: стиль и манера написания иероглифов зависят от характера человека – Музей традиционной китайской каллиграфии и живописи
Главная / Интересное о каллиграфии / Сунь Готин о каллиграфии: стиль и манера написания иероглифов зависят от характера человека

Сунь Готин о каллиграфии: стиль и манера написания иероглифов зависят от характера человека

Все изучают Ван Сичжи и все по одинаковым  каллиграфическим прописям, однако после определенного периода обучения иероглифы, написанные разными людьми, значительно отличаются друг от друга: у одних они более сильные и мощные, у других – более изящные, в результате один и тот же иероглиф у разных людей выглядит по-разному.

Это относится не только к обычным любителям. Даже когда известные мастера каллиграфии копировали произведения Ван Сичжи и несмотря на то, что это было письмо по прописям, настроение в их работах получалось разным. Например, когда Ю Шинань и Чу Суйлян, а также другие каллиграфы копировали «Предисловие из Павильона орхидей», то скрытый смысл, выраженный в их работах, в некоторой степени отличался. Это несмотря на то, что мастера старались приблизиться к Ван Сичжи, сохранить особенности его стиля.

Задумывались ли вы, почему так происходит? О том, что установление таких различий может привнесли в изучение каллиграфии?

Говоря о стилях в каллиграфии, Сунь Готин в труде «Шупу» говорит следующее: «И хотя учишь одно направление каллиграфии, но впоследствии могут развиться разные стили, все без исключения следуют собственной индивидуальности и устремлениям, у всех проявляется особая манера. У кого прямой характер, тот пишет ровно, но у него не хватает силы и красоты. Если же характер сильный и грубоватый, то стиль будет «строптивым» и ему не будет хватать мягкости.  Недостаток в работах осторожных и строгих людей – сдержанность, у для работ людей легкомысленных характерны нарушения строгих правил.

Сунь Готин имеет в виду следующее: то, как пишет человек иероглифы, зависит от его характера. Если у вас стойкий, непреклонный характер, ваш стиль каллиграфии, как правило, будет таким же. А если вы человек, который лишь внешне выглядит просто, но которому присуща внутренняя мудрость, то иероглифы будут выглядеть более мягко и изящно.

Прочитав это, некоторые могут подумать: тогда если Сунь Готин сказал, что стиль письма связан с характером, а характер трудно изменить, то мы можем полагаться только на него, и нам не нужно думать ни о чем другом.

Но это довольно поверхностный вывод, и полагаться на него не стоит. Поскольку личный опыт с течение времени накапливается, то и характер человека также меняется. Разве ваш образ мыслей сейчас и пять лет назад одинаков? А когда человек достигает среднего возраста, в его отношении к жизни, скорее всего, произойдет большая перемена.

То же самое относится и к изучению каллиграфии: стиль не нечто застывшее, он может изменяться в процессе изучения.

Приведу простой пример. Если вы сам по себе человек с сильным характером, то черты в иероглифах будут сильными и энергичными. Если в чертах есть сила, это хорошо, но если это будет выглядеть чем-то чрезмерным, а это уже не очень желательно. Самое лучше – когда в стиле сочетается и сила, и мягкость. Только так можно добиться красоты «золотой середины», и это будет в большей степени соответствовать основной идее и эстетическому восприятию искусства каллиграфии.

Что делать, если стиль выглядит слишком жестким, как будто выставляя все свои преимущества напоказ? Можно выбрать несколько прописей с более мягким стилем и научиться копировать такой стиль. Например, стиль владения кистью Ю Шинаня –сдержанный, но при этом довольно сильный, и поучившись у него, мы можем включить некоторые другие манеры письма в свой стиль. Это все равно, что заводить друзей. Если вы долго общаетесь, личность ваших друзей будет оказывать на вас влияние.

А что делать в случае, если вы изначально пишите иероглифы очень тонко и изящно? Смысл такой же: можно найти прописи с более энергичным и в то же время плавным стилем и таким образом помочь себе открыть новое.

Причина, по которой так подчеркивается эта интеграция, не в том, чтобы изменить себя, а чтобы усовершенствоваться. Искусство каллиграфии обращает внимание на передачу мастером чувств и эмоций, но не все эмоции можно и нужно адекватно выражать. Необходимо понимать, что эмоциональная интеграция в текст вовсе не означает, что нужно бездумно давать волю всем своим чувствам: мы все же должны демонстрировать в основном их прекрасную и положительную составляющую. В ситуациях, когда мы еще не совсем что-то усвоили, необходимо перенимать самые лучшие характерные черты, которыми мы не обладаем, и все это перенести в наше собственную систему работы. В конце концов через кисть и чернила мы сможем выразить наиболее живую и деятельную сторону своей личности. Как оценивал Сунь Готин искусство Ван Сичжи: стремления спокойны, не резки и не жестки, а выражение чувств и стиль письма образует прекрасное единство.

Baidu