В традиционной китайской опере персонажи часто держат в руках изящные веера, машут ими или жестикулируют – даже в нежаркую погоду.
На самом деле то, как именно персонаж держит и использует веер, отражает его пол, возраст и статус. Женщины могут прятаться за открытым веером, а мужчины обычно держат веер закрытым, резко складывают его, приняв решение, или используют как указку.
В древние времена веера были важным выразительным средством для художников, их покрывали каллиграфией и живописью, чтобы отразить свои амбиции и отношение к жизни.
Живопись тушью и каллиграфия на веерах получили популярность во времена династий Тан (618–907 гг. н. э.) и Сун (960–1279 гг. н. э.). Это искусство развивалось на протяжении сотен лет и до сих пор считается неотъемлемой частью китайского искусства.
Выставка, посвященная древней живописи на веерах, открыта в музее Ханчжоу до 7 октября. Организаторы отобрали 80 из 1100 вееров в коллекции музея. Это многовековое искусство представлено в пяти категориях — цветы и птицы, пейзажи, портреты, каллиграфия и овальные веера.
Живопись на веерах отличается от прочих жанров традиционной живописи миниатюрностью, формой и материалом. Когда Ханчжоу был столицей во времена династии Южная Сун (1127–1279), там работали тысячи мастеров по изготовлению вееров.
В город стекались художники, ремесленники и рабочие. Все улицы были усеяны лавочками, в которых продавались веера, этот расцвет продолжался и в эпоху династии Цин (1644–1911). Поэтому большинство экспонатов на выставке датируются династиями Мин (1368–1644) и Цин.
Цветы и птицы были одной из популярных тем. На картине Ма Юанью (Ma Yuanyu), художника эпохи династии Цин, изображена птица, летящая к стеблю лотоса. Светлой тушью он живо изобразил выражение и позу птицы. Плод лотоса выглядит мясистым и сочным, а бутон полностью распустился, с картины словно веет летним ветерком.
В древние времена живописцы часто изображали холмы, долины, отмели, водоплавающих птиц, маленькие водопады на зубчатых утесах и сосны странной неправильной формы.
Ученый Жэнь Сюн, живший во времена династии Цин, изобразил двух человек в лодке на реке. Фигуры людей занимают на картине совсем немного места, что подчеркивает их ничтожность по сравнению с природой и взгляды художника на жизнь. Эти картины – важнейший ключ к пониманию культуры и мировоззрения древних ученых Китая.
На выставке также представлены работы, отражающие жизнь женщин в стенах спален и в садах, привлекая внимание к тому, как одиноко им жилось и как они тосковали по внешнему миру. В феодальном обществе того времени считалось, что женщина не должна контактировать с внешним миром.
Пань Чжэнъюн, художник эпохи династии Цин, изобразил женщину, которая смотрит на цветы из окна, не имея возможности выйти из дома.
Некоторые богатые мужчины разбивали сады, чтобы дать своим женам и дочерям чуть больше жилого пространства. Тем не менее женщины служили всего лишь украшением садов для мужчин, наряду с растениями бонсай и павильонами. На картине Фэн Ци времен династии Цин две женщины перегнулись через каменные перила, чтобы посмотреть на цветы лотоса в пруду; художник тонко передал чувства женщин, испытываемые в ими заключении.
Обычно живопись на веере включала в себя также каллиграфию и китайскую печать. Иногда каллиграфия преобладала, что ассоциировалось с политикой и социальным положением. Об этом может свидетельствовать каллиграфия, выполненная императором Канси (1654–1722), правившим в начале династии Цин.
Веера овальной формы были распространены еще до династии Сун. Они были сделаны из бамбуковых пластин и покрыты шелком. Такие веера, украшенные живописью тушью и стихами, были популярны среди знатных женщин. Но во время династии Мин на смену им пришли складные веера и веера из перьев.
В эпоху династии Цин губернатором провинции Чжэцзян был Жуань Юань, он возродил в Ханчжоу искусство овального веера, и оно снова пережило расцвет. На выставке представлены некоторые работы того периода.