За всю долгую историю в китайской каллиграфии было немало выдающихся мастеров, чьи сыновья также достигли высот в этом искусстве. Например, «два Вана»: Ван Сичжи (303–361 гг. н. э.) по прозвищу «Святой каллиграф» и его младший сын Ван Сянчжи (344–386 гг. н. э.), – возможно, величайшие за всю китайскую историю представители прославленных отцов и детей.
Отец в совершенстве владел всеми формами китайской каллиграфии, в особенности полускорописью синшу, а сын более всего известен тем, что создал смешанный стиль синцао, сочетающий в себе черты как полускорописи, так и скорописи.
Ван Сичжи изобрел технику письма ибишу, или «безотрывное письмо», где несколько иероглифов пишутся одним ходом кисти.
Одна из наиболее выдающихся работ в этой технике – манускрипт «Пилюля Ятоу», или «Пилюля в форме утиной головы». Он представлен в 10 томе «Чуньхуагэ Те» («Прописи из Павильона чистоты нравов»), единственного сохранившегося сборника работ выдающихся каллиграфов до династии Сун (960–1279 гг. н. э.), который был создан более тысячи лет назад.
Каллиграфия выполнена на шелковом свитке длиной 26,1 см и шириной 26,9 см и представляет собой короткую записку из 15 знаков, которую мастер написал своему другу.
Буквальный перевод текста: «Я принял пилюлю [в форме] утиной головы и не думаю, что она такая эффективная, как полагают некоторые. На завтрашней встрече спрошу ваше мнение о ней».
Так что же это за пилюля в форме утиной головы? Она была создана в рамках культуры оздоровления, распространенной в эпоху Вэй-Цзинь (220–420 гг. н. э.), которая видела своей основной задачей «пестование жизни».
Тогда, в эпоху серьезных политических потрясений и войн, аристократы все чаще удалялись вести уединенную жизнь, пытаясь посредством изучения тела и телесных практик открыть сущность жизни.
Они посвящали все дни изучению традиционной китайской медицины и время от времени устраивали встречи для совместной разработки эффективных техник оздоровления в надежде создать пилюлю, дарящую долголетие.
Одно из лекарств традиционной медицины, пилюля в форме утиной головы, пользовалась среди них большой популярностью.
Рецепт этой пилюли, которая, как считалось, способствует мочеотделению и уменьшает отеки, записан в таких революционных трудах по медицине, как «Вайтай Мияо» («Медицинские секреты чиновника») Ван Тао династии Тан (618–907 гг. н. э.), или «Основы фармакологии» Ли Шичжэня династии Мин (1368–1644).
Многие верили, что лекарство творит чудеса оздоровления и самосовершенствования, и почитали его как спасительное средство, а другие считали, что это просто плацебо, которое никак не влияет на физическое состояние.
Приняв пилюлю, Ван Сичжи решил, что она неэффективна, и так возникла эта легендарная работа.
Этот шедевр каллиграфии, в разное время находившийся в коллекциях множества императоров династий Сун, Юань (1271–1368) и Мин, особенно полюбился Шэнь Цзуну, императору династии Мин. Как свидетельствуют исторические записи, император с детства увлекался каллиграфией и избрал манускрипт «Пилюля в форме утиной головы» как образец для подражания.
Бесценный свиток был выставлен на всеобщее обозрение только после основания Китайской Народной Республики.
Е Гунчо (1881–1968), известный художник, ученый и коллекционер, отличавшийся экспрессивностью и прямолинейностью, посвятил всю жизнь коллекционированию реликвий и защите культурного наследия Древнего Китая. Самой прославленной работой в его коллекции был некогда надолго потерянный свиток «Пилюля в форме утиной головы».
Сюй Сеньюй, бывший директор Шанхайского Комитета по управлению культурными ценностями, узнал, что Е Гунчо собирается продавать свиток, чтобы оплатить высшее образование для своих племенников. Он обратился к Се Чжилю, известному знатоку каллиграфии и другу Е, чтобы разузнать, согласится ли мастер продать эту работу Шанхайскому музею.
Е Гунчо, хоть и горевал, что приходится распродавать заветную коллекцию, был очень тронут тем, что Се и Комитет стараются спасти свиток. Однако никто до этого не пытался оценить стоимость бесценного свитка «Пилюля в форме утиной головы», и даже лучший эксперт не мог точно определить его ценность.
Неожиданно Е Гунчо вспомнилась китайская пословица: «одно слово стоит тысячу золотых» (yizi qianjin) – так говорят о произведении литературы или каллиграфии, чтобы выразить, что каждый иероглиф в нем совершенен, каждое слово на вес золота.
В итоге в 1950-х эта классическая работа из 15 иероглифов была продана Шанхайскому музею за 15 тысяч юаней (2295 долларов США).
Ван Сичжи так же много сделал для китайской каллиграфии, как Микеланджело для искусства скульптуры или Шекспир для литературы. Ван Сяньчжи унаследовал от отца талант к творчеству и к искусству каллиграфии. Вплоть до эпохи Тан он соперничал с отцом, а порой и превосходил его по влиянию и репутации.
Великое произведение каллиграфии никогда не является простым повторением слова, это всегда композиция с бесконечной красотой в вариациях.
Спустя тысячу лет зрители могут оценить бессмертное очарование знаменитого свитка Ван Сичжи «Пилюля в форме утиной головы».
Источник: Shine