«Три раритета» едва не были утрачены из-за жадности императорской семьи – Музей традиционной китайской каллиграфии и живописи
Главная / Новости / «Три раритета» едва не были утрачены из-за жадности императорской семьи

«Три раритета» едва не были утрачены из-за жадности императорской семьи

В западной части Павильона воспитания разума Ян Синь Дяня в Императорском дворце в Пекине есть боковая комната, известная как Саньси-тан, или Зал трех раритетов. Одно время эта комната служила кабинетом императора Цяньлуна (1711–1799), и там хранились три шедевра китайской каллиграфии — «Просвет после снегопада» Ван Сичжи, «Рукопись середины осени» его сына Ван Сяньчжи и «Письмо к Боюаню» его племянника Ван Сюня.

Эти три свитка, известные как «Три раритета», считаются самыми ценными работами за всю историю китайской каллиграфии.

Ван Сичжи, по прозванию «Святой каллиграф», был политиком времен династии Восточная Цзинь (317–420 гг. н. э.) и в совершенстве владел всеми стилями китайской каллиграфии, особенно «бегущим стилем» синшу.

«Просвет после снегопада», работа Ван Сичжи, написанная в стиле синшу, представляет собой короткое письмо, всего из четырех строк, 28 иероглифов. Это письмо он написал другу после снегопада.

«Просвет после снегопада» считается шедевром стиля синшу и уступает лишь самой известной работе Ван Сичжи – «Предисловию к «Стихотворениям, сочиненным в Павильоне орхидей». Она повлияла на многих мастеров последующих поколений, например Ли Юна, каллиграфа времен династии Тан (618–907 гг. н. э.) и Чжао Мэнфу, ученого, художника и каллиграфа династии Юань (1271–1368 гг. н. э.).

Император Цяньлун так сильно восхищался этой работой из «Трех раритетов», что поставил на ней свою печать и сделал более 70 надписей, превознося ее как «величайший шедевр всех времен». Тем не менее большинство экспертов не верят, что это оригинал. Он говорят, что это поздняя копия династии Тан. К сожалению, ни одна из подлинных работ Ван Сичжи не дошла до наших дней.

Хоть эта работа и является копией, она сохраняет черты оригинала – округлые, энергичные и элегантные линии. Эта национальная драгоценность с более чем 1300-летней историей теперь висит в Музее Императорского дворца в Тайбэе. Остальные два сокровища из «Трех раритетов» хранятся в Дворцовом музее в Пекине.

В 1912 году, после революции 1911 года, когда была свергнута последняя императорская династия Китая и основана Китайская Республика, последний император династии Цин (1644–1911 гг. н. э.) Пуи был вынужден отречься от престола.

Первое время он и императорская семья оставались жить в Запретном городе и получали от правительства крупную сумму денег, но даже ее не хватало на их роскошный образ жизни. Чтобы добыть побольше денег, бывший император велел тайком вынести и распродать сокровища из императорской коллекции.

Наложница императора Гуансюя (1871–1909), известная под именем Наложница Цзинь, положила глаз на «Три раритета». Однако она не осмелилась продать произведение Ван Сичжи «Просвет после снегопада», опасаясь, что это будет слишком заметно, и решила вынести «Рукопись середины осени» и «Письмо к Боюаню» Ван Сюня.

Младший сын Ван Сичжи, Ван Сяньчжи, унаследовал отцовский талант к каллиграфии.

Шедевр каллиграфии «Рукопись середины осени» состоит из 22 иероглифов, написанных в три строки, и считается неполной копией работы Ван Сянчжи.

Бумага из бамбука, на которой написано произведение, появилась только в эпоху Северной Сун (960–1127) и не могла быть произведена в эпоху Восточной Цзинь. Кроме того, по гладким штрихам ясно видно, что они написаны мягкой кистью. А кисти династии Восточная Цзинь имели жесткую середину, стало быть, ими нельзя было добиться такого эффекта.

Исследования показывают, что эта копия «Рукописи середины осени» принадлежит руке Ми Фу – художника, поэта и каллиграфа династии Сун. На этой работе сохранились надписи многих ученых, включая Дун Цичана династии Мин (1368–1644), и рисунок императора Цяньлуна.

Ван Сюнь также был представителем славной семьи Ванов. Его «Письмо к Боюаню» считается единственным подлинным произведением каллиграфии времен династии Восточная Цзинь. Оно занимает четвертое место в «десятке лучших в мире произведений стиля синшу».

Наложница Цзинь не стала обращаться к крупным торговцам, а продала работы «Рукопись середины осени» и «Письмо к Боюаню» в маленькую антикварную лавку под названием «Пингу Чжай».

Оба шедевра купил Го Баочан, который тогда был счетоводом Юань Шикая, главы Китайской Республики.

Однажды в 1932 году Го пригласил к себе на обед хранителя Дворцового музея Ма Хэна и показал ему эти сокровища. Ма Хэн попытался добыть их для музея, но не преуспел в этом.

В 1949 году эти два раритета обнаружились на Тайване. Го Чжаоцзюнь, сын Го Баочана, хотел продать их в Музей Императорского дворца в Тайбэе. Но бюджет музея был небольшим и не позволял приобрести работы. Спустя два года Го Чжаоцзюнь заложил работы в Британский банк Гонконга. Однако когда он вернулся забрать их, оказалось, что он уже не может их себе позволить.

Го Чжаоцзюнь рассказал своему другу Сюй Боцзяо, который был управляющим банком и известным коллекционером, что продал шедевры иностранцам. Сюй сообщил об этом своему отцу Сюй Сеньюю, который занимал пост директора Шанхайского Комитета по управлению культурными ценностями, и Чжэн Чжэньдо, главе Бюро культурных ценностей. Когда бывший премьер Чжоу Эньлай узнал об этом, он выжал из государственного бюджета средства на охрану культурных ценностей и выкупил «Рукопись середины осени» и «Письмо к Боюаню».

Источник: Shine