Выставка «Не такие как все – избранные работы Янчжоуской художественной школы эпохи династии Цин», организованная совместно музеем провинции Ляонин, музеем Янчжоу и Художественным музеем Гуанчжоу, пройдет с 28 августа по 28 ноября 2020 года в отделе исторической китайской живописи на первом этаже Художественного музея Гуанчжоу. Церемония открытия состоится 28 августа 2020 года в 10:00.
Кто входит в «восьмерку чудаков из Янчжоу»?
В XVIII веке в Янчжоу, крупном населенном пункте на Юго-Востоке Китая, зародилось новаторское художественное течение. Его характерные представители: Цзинь Нун, Чжэн Се, Хуан Шэнь, Ван Шишэнь, Ли Фанин, Ли Шань, Гао Сян, Ло Пинь, Чэнь Чжуань, Гао Фэнхань, Хуа Янь, Бянь Шоуминь, Ли Мянь, Ян Фа и другие. Они не подчинялись ограничениям господствующего течения в искусстве, а вырабатывали уникальный стиль, каждый свой: примитивный и простодушный, дикий и необузданный, изящный и вольный или живой и энергичный. Так как их образ жизни и творчество выделялись на фоне традиций того времени, современники прозвали их «восемь чудаков из Янчжоу».
В «Записках о художниках Янчжоу» цинского автора Ван Юня появились слова «чудаки числом восемь». И с тех пор в разных книгах встречаются упоминания о «восьми чудаках из Янчжоу». Ли Юйфэнь в “Исследованиях живописи и каллиграфии из терема Оуболо» называет «восемью чудаками» Цзинь Нуна, Чжэн Се, Хуан Шэня, Ван Шишэня, Ли Фаниня, Ли Шаня, Гао Сяна и Ло Пиня. Это прозвище прижилось. Так что к «восьми чудакам из Янчжоу» принято относить именно этих восьмерых художников. Современные ученые постепенно стали называть эту группу художников «Янчжоуской школой живописи».
Помимо них в районе Янчжоу активно творили такие известные художники, как Чэнь Чжуань, Гао Фэнхань, Хуа Янь, Бянь Шоуминь, Ли Мянь, Ян Фа и другие. Их работы близки к «восьми чудакам» по стилю и духу, и некоторые более поздние критики также включали их в «восьмерку».
В чем же странность «восьми чудаков»?
Живописцы Янчжоуской школы не похожи на остальных, их освежающе новый стиль отличается своей независимостью. Все художники школы, кроме Цзинь Нуна и его ученика Ло Пиня, вышли из разных традиций и течений. Все они учились друг у друга и влияли друг на друга, но не занимались слепым копированием, а развивали каждый свою индивидуальную манеру письма, собственный уникальный стиль. Тем не менее у этих художников много общего.
Во-первых, эпоха: их творческая деятельность пришлась в основном на эпоху «Кан Юн Цянь», период расцвета династии Цин, а основным местом деятельности был город Янчжоу. Во-вторых, идейное содержание: все художники школы отвергали устаревшие и закостенелые практики традиционной живописи, переживающей упадок, и в своих работах часто обращались к новым темам и идеям. Они со всей прямотой разоблачали и высмеивали социальную несправедливость, и глубоко сочувствовали горькой жизни народа. В-третьих, художественный стиль: эти художники по большей части продолжали традицию се-и, «живописи идей», в их работах особенно сильно прослеживается влияние таких художников, как Цин Тэн, Бай Ян, Ба Да и Ши Тао. В то же время они выступали за новаторство, и их лиричные работы наполнены поэзией. Обладая глубокими познаниями в литературе, каллиграфии, надписях на бронзе и камне, «чудаки» объединяли поэзию, каллиграфию и живопись в цельные произведения искусства. Их работы в полной мере воплощают особенности живописи художников-литераторов «вэньженьхуа», они сильно повлияли на развитие современного стиля «живописи идей» се-и.
За эстетические предпочтения, столь далекие от господствующего течения искусства, за экспрессивный вольный стиль, таящий в себе стремление к свободе личности, что так не похоже на нравы того времени, современники и прозвали их чудаками.
Из Янчжоу в Гуанчжоу
Отголоски стиля живописи Янчжоуской школы видны в искусстве региона Линнань в разные исторические периоды, особенно глубоко повлияли художники Хуан Шэнь и Хуа Янь на жанровую живопись и натюрморты этой местности. Хуан Шэнь бывал в Линнане и в числе прочего оставил своей след на горе Лофу. Его влияние заметно в работах многих линнаньских художников жанровой живописи. В XIX веке в Линнане появилось два мастера этого стиля – Су Люпэн и Су Жэньшань. Cтиль се-и, в котором Хуан Шэнь писал жанровую живопись, косвенно повлиял на обоих художников. Натюрморты, созданные Хуа Янем в сочетании стилей гунби («строгая кисть») и се-и («живопись идей»), пользовались большой популярностью среди коллекционеров и художников Линнаня. Для многих художников этой местности первыми шагами в освоении живописи жанра натюрмортов хуаняо было именно копирование работ Хуа Яня, так, например, Хэ Чун, Ло Аньсянь, Цзюй Чао, Цзюй Лянь, Ву Дэи, Жун Цзучунь, Гао Цзяньфу и другие многому научились у него. Работы таких мастеров, как Ло Пинь, Цзинь Нун и Бянь Шоуминь, также служили линнаньским художникам образцами для подражания.
Собрание шедевров в художественном музее
Чтобы повысить академическую ценность выставки и обогатить экспозицию, Художественный музей Гуанчжоу пригласил Музей провинции Ляонин и Музей Янчжоу к участию в организации выставки. Оба этих музея известны своими богатыми коллекциями древних книг и картин. Музеи-партнеры привезли в Гуанчжоу 70 произведений живописи и каллиграфии, что в сочетании с обширным собранием самого музея Гуанчжоу составило в общей сложности 126 экспонатов (230 предметов). Выставка проходит в два этапа: первый – с 28 августа по 18 октября, второй – с 22 октября по 28 ноября. Между этапами произойдет перемена экспозиции, а избранные работы представителей школы живописи Янчжоу будут собраны в одном зале. В том числе будут выставлены работы таких художников как Ли Мянь, Ян Фа, Чэнь Чжуань, которых сохранилось так мало, что их почти невозможно встретить. 15 экспонатов признаны национальными культурными ценностями первого уровня и 70 – второго уровня, вместе они составляют 67% от общего количества экспонатов. Многие ценные работы выставляются впервые. Это редкая возможность познакомиться с янчжоуской школой живописи.
Экспозиция включает три раздела. Первый раздел – «Восемь чудаков из Янчжоу», где представлены восемь художников, которых критики раньше всего окрестили этим именем: Цзинь Нун, Чжэн Се, Хуан Шэнь, Ван Шишэнь, Ли Фанин, Ли Шань, Гао Сян, Ло Пинь. Они довольно тесно общались между собой и являются наиболее характерными представителями Янчжоуской школы живописи. Второй раздел – «Другие художники Янчжоуской школы» – содержит работы Хуа Яня, Гао Фэнханя, Бян Шоуминя, Чэнь Чжуаня, Ли Мяня, Ян Фа и других. Эти художники близки по стилю к «восьми чудакам», и позднейшие критики также относили их к данному течению. Третий раздел – «Отзвук в Линнане» – расположен в главном выставочном зале рядом с отделом Линнаня, здесь выставлены художники этого региона от XIX века до наших дней, в работах которых прослеживается отголосок Янчжоуской школы.
Источник: www.xkb.com.cn