Почему произведения пейзажной живописи создаются с большого, а не с близкого расстояния? – Музей традиционной китайской каллиграфии и живописи
Главная / Интересное о каллиграфии / Почему произведения пейзажной живописи создаются с большого, а не с близкого расстояния?

Почему произведения пейзажной живописи создаются с большого, а не с близкого расстояния?

Будучи потомками Яньди и Хуанди, мы с детства видим много пейзажных картин. При внимательном рассмотрении всегда можно обнаружить один нюанс, независимо от того, относится ли картина к концептуальному стилю («живопись идей») или стилю «прилежная кисть», стилю салонной живописи или живописи непрофессиональных художников, – но большинство пейзажных произведений написаны издалека, с большого, а не с близкого расстояния.

Что значит «написаны издалека, а не с близкого расстояния»?

Это означает, что показан не ближний, а дальний план. Это интересное явление привлекает наше внимание. Поэтому сегодня мы кратко рассмотрим, почему в китайских пейзажах показан не ближний, а дальний план.

Для того чтобы решить этот вопрос, нужно в первую очередь понять, что означат термин «даль».

Слово «даль» имеет двоякое значение. Первое значение – дальность физического пространства, а второе – дальность духовного пространства. Эти два значения проникают друг в друга, и вместе они создают традицию, согласно которой китайская пейзажная живопись создается художником, находящимся относительно изображаемого на дальнем плане, а не на ближнем.

Свободное скитание

Китайская культура сформировала уникальное эстетическое сознание китайцев. Китайцы с древних времен любили соблюдать дистанцию ​​в физическом пространстве и считают эту «даль» великой и великолепной составляющей красоты.

В произведении «Чжуан-цзы. Свободное скитание» рассказывается мифическая история, наполненная силой воображения. В Северном море обитает огромная рыба по имени Кунь, и однажды она внезапно превратилась в огромную птицу Пэн. Пэн мигрировала на юг вместе с морским течением, она расправила свои огромные крылья и при помощи ветра, неся на плечах голубое небо и белые облака, пролетела над тысячами гор и рек и отправилась в далекое и загадочное место. Посредством этой мифической истории автор выразил идею о том, что люди должны иметь великие стремления, высокие порывы и ставить перед собой амбициозные цели, преодолевая бескрайние просторы.

Этот отрывок полностью выражает стремление китайского народа к огромному миру. Китайцы воспринимают простор физического пространства как красоту. Эта красота усваивается ими как сильное чувство и высокое стремление.

Кроме этого, у Цао Цао есть знаменитая поэма «Вид на синее море»:

«Отправившись на восток и взобравшись на гору Цзеши, я наблюдал за бескрайним морем. Воды были взволнованными, с островами, возвышающимися прямо среди волн. Вокруг пышные деревья, буйные цветы и травы. Холодной осенний ветер дул на деревья, издававшие грустный свист, и вздымал гигантские волны на море. Восход и заход луны и солнца как будто рождаются из этого необъятного моря. И даже яркие созвездия Млечного Пути, кажется, рождаются из объятий этого моря. Я был очень счастлив и написал это стихотворение, чтобы передать свои душевные устремления».

Это стихотворение описывает великолепные пейзажи, которые видел лирический герой, поднимающийся на риф и издали смотрящий на широкое синее море. Как правило, китайцы воспринимают эстетическое осознание красоты через даль физического пространства. А пейзажная живопись создается в процессе формирования этого эстетического сознания. С момента своего появления пейзажные картины сосредоточены на приеме, который можно сформулировать так: «как будто рукой подать, а на самом деле расстояние как в десять тысяч ли», то есть, насколько возможно, пейзажи отображали на ограниченной площади листа «дальний план» пейзажа в физическом пространстве, чтобы удовлетворить эстетический вкус и духовное устремление китайского народа.

Древний храм в глухих горах. Лу Хэн

Эта пейзажная картина школы Лу полна одухотворенности, она изображает высоту и дальность горного пространства. Художник изображает кружащие облака через большую протяженность пустого пространства, а холмы, поднимающиеся вдали, дают зрителям ощущение, что за горами есть другие горы, то есть пробуждают в них чувство бесконечного. Древний храм спрятан в живописных горах и лесах и создает настроение удаленности от суетного мира.

Во время династии Сун пейзажная живопись приобрело форму сформировавшегося искусства. Го Си, художник императорского двора, написал книгу о теории пейзажной живописи под названием «Линьцюань гаочжи» («Сборник записок о высокой сути лесов и потоков»). В этой книге он формулирует знаменитый закон «трех далей», то есть закон о присущих пейзажной живописи «высоких далях», «глубоких далях» и «ровных далях».

Так называемые «высокие дали» относятся ко взгляду, направленному от подножия горы до ее вершины. При использовании такого приема горы на картине должны выглядеть высокими и величественными.

Так называемые «глубокие дали» связаны со взглядом, который направлен с предгорья и устремляется за тем, что находится за горой, при этом горы на картине выглядят отдельно стоящими, в глубоком и бесконечном пространстве.

Термин «ровные дали» означает, что горы написаны с близкого плана и продолжаются до дальнего плана, причем при написании пейзажа должно быть соблюдено строгое соответствие уровней.

Этот метод «трех далей» воплощает стремление китайского народа к дали физического пространства.

www.wenzhangba.com